Заработок топ-менеджеров хотят привязать к зарплате премьера и ограничить 30 млн рублей. Выше — с одобрения президента

В правительстве разрабатывается идея установить максимум вознаграждения для топ-менеджеров на уровне трех минимальных заработков премьер-министраСколько топ-менеджеры могут потерять в случае введения новых правил, оценить сложно

ВСЕ ФОТО
В правительстве разрабатывается идея установить максимум вознаграждения для топ-менеджеров на уровне трех минимальных заработков премьер-министра
Moscow-Live.ru / Акишин Вячеслав
Сам президент в марте этого года заявил, что его «задевают и коробят» очень высокие зарплаты у руководства госкомпаний, однако предположил, что это можно объяснить рыночной стоимостью услуг руководителей подобного уровня
Пресс-служба Президента России

В правительстве РФ рассматривается идея ограничить совокупный годовой доход топ-менеджеров госкомпаний, госкорпораций и подконтрольных им структур уровнем трехкратного денежного содержания премьера Михаила Мишустина. Таким образом, их денежное вознаграждение, включая бонусы не должно быть более 30 млн руб. в год на одного руководящего сотрудника. Исключения возможны, но устанавливать их будет лично президент РФ, пишет «Коммерсант».

По данным источников издания, инициатива обсуждается в аппарате первого вице-премьера Андрея Белоусова, однако там утверждают, что в повестке такого вопроса нет. Другой источник уточняет, что речь идет о специальной рабочей группе под руководством главы аппарата правительства Дмитрия Григоренко. В компаниях, которые может затронуть новая инициатива, слышали о подобной инициативе, но не получали никаких документов.

Как пишет газета, правительство намерено оптимизировать и унифицировать уровень зарплат топ-менеджеров госкомпаний, привязав его к короткому перечню показателей эффективности (KPI). Для глав коммерческих госкомпаний и компаний, где РФ не является единственным акционером, в качестве KPI будет выступать динамика выручки, чистой прибыли и рыночной стоимости компании, а для некоммерческих фирм будут утверждены отраслевые KPI.

Сколько топ-менеджеры могут потерять в случае введения новых правил, оценить сложно: уровень их заработка в основном не раскрывается, а в отчетностях компаний указывается лишь общий размер выплат руководящему персоналу. Но в большинстве случаев размер вознаграждений явно превышает 30 млн руб. в год. Так, например, «Роснефть» в 2019 году потратила на выплаты правлению 3,57 млрд руб., «Газпром» — 1,5 млрд руб., ОАО РЖД — 2,7 млрд руб. (включая трехлетнее вознаграждение), «Транснефть» (правление и совет директоров) — 2,34 млрд руб., «Аэрофлот» (правление и совет директоров) — 2,138 млрд руб., наименьшие расходы на правление у «Россетей» — 273 млн руб.

Попытки ввести регулирование для зарплат топ-менеджеров госкомпаний предпринимались несколько раз, однако были безуспешными. Собеседники издания отмечают, что госкомпании и госкорпорации являются коммерческими структурами, где регулировать заработную плату не следует. Так, регулирование сверху может разрушить стоимость госкомпаний, конкурирующих на рынке, вроде «Газпрома» и «Роснефти», а также нарушить права других акционеров. По словам экспертов, для привлечения высококвалифицированных кадров их необходимо мотивировать в том числе и с точки зрения зарплаты.

Другие эксперты, напротив, отмечают, что топ-менеджеры госкомпаний находятся на службе у государства и платить им слишком высокие зарплаты не нужно, но компания, работающая и на международном уровне, должна привлекать дорогостоящих высокопрофессиональных сотрудников. Решить проблему можно было бы за счет прогрессивного налогообложения, как это принято в странах Европы, но эта идея также не находит поддержки у российских чиновников. По их словам, введение прогрессивной шкалы приведет к тому, что богатые люди начнут массово выводить доходы за пределы страны.

В 2013 году Владимир Путин поручил правительству обеспечить принятие ключевых показателей эффективности. Достижение KPI должно учитываться при определении зарплаты руководства госкомпаний и принятии кадровых решений. Правительство должно было выполнить поручение к 1 января 2015 года.

Однако в итоге выяснилось, что нормативный правовой акт, закрепляющий статус KPI, не был установлен, а проект распоряжения правительства о совершенствовании системы применения целевых показателей для усиления стимулов менеджмента к повышению эффективности и достижению долгосрочных целей компаний не был принят. Кроме того, Минэкономразвития не провело анализ эффективности применения KPI, и не привлекло к ответственности руководителей 24 акционерных обществ и 19 ФГУП, не обеспечивших утверждение KPI.

Кроме того, известно, что госкомпании по-прежнему могут принимать решения о выплате вознаграждений топ-менеджерам по своему усмотрению. Это связано с размытостью формулировок в методических указаниях и сохраняющейся возможностью обосновать те или иные выплаты без четкой привязки к достигнутым значениям KPI.

По словам экспертов, система KPI существует во всех госкомпаниях, но большинство их предпочитают не раскрывать информацию о вознаграждениях конкретных топ-менеджеров. Поэтому установить KPI и взаимосвязь между ними и доходами руководства практически невозможно.

Сам президент в марте этого года заявил, что его «задевают и коробят» очень высокие зарплаты у руководства госкомпаний, однако предположил, что это можно объяснить рыночной стоимостью услуг руководителей подобного уровня. Путин отметил, что иностранным специалистам нужно платить адекватную рыночной зарплату, а руководители не получают меньше подчиненных нигде в мире. При этом президент не стал уточнять, какую разницу в зарплате руководителей и подчиненных считает справедливой.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий